Государственный музей Мали

Государственный музей МалиКак и многие африканские музеи, государственный музей Мали сталкивается с таким щекотливым вопросом, как возврат произведений искусства, находящихся в промышленно развитых странах. Однако руководство малийского музея рассматривает этот вопрос в более широкой перспективе: с точки зрения борьбы с разграблением и незаконным оборотом культурных ценностей.

Государственный музей Мали расположен у подножья холма, на котором возвышается президентский дворец. На лужайке дворцового парка отдыхают посетители музея, и тут же рядом с ними щебечут птицы, которые совсем не боятся людей. Сверкают вспышки фотоаппаратов: на память о посещении музея фотографируется супружеская пара из Испании, а чуть дальше увековечить свой визит решили молодые австралийцы.

«Ежегодно наш музей принимает от 20 до 25 тыс. посетителей со всех уголков планеты», – рассказывает Самюэль Сидибэ, который вот уже 20 лет является директором государственного музея Мали. Всем известно, что этот человек проводит больше времени в своем заваленным бумагами и книгами кабинете, чем у себя дома. Гостей он принимает с бутербродом в руках. Когда-то «его» музей назывался Бамакским суданским музеем, а после обретения независимости в 1960 году был переименован в государственный музей. С тех пор музей процветает. Если в 1992 году его бюджет составлял 9 млн. африканских франков, сегодня он приближается к 350 млн. По имеющимся оценкам, коллекция музея насчитывает 7 тыс. экспонатов.

В зале под названием «тысячелетняя история» посетители узнают, когда на территории Мали появились люди, как постепенно человек применял все более совершенные орудия труда, как менялась культура и быт, как появились города, начала развиваться торговля. Здесь выставлены изготовленные из стали и латуни гончарные диски, зубила, топоры, молотки, наковальни, и это доказывает, что люди умели обрабатывать металлы еще до начала 13 века.

В этом же зале можно полюбоваться статуэткой из обожженной глины. Это не обычный экспонат. На подставке из плексигласа – табличка: «Дар президента Французской Республики господина Жака Ширака – 1997 год». У статуэтки своя история. Президент Франции – большой ценитель африканского искусства, и как-то раз на день рождения он получил ее в подарок. Расследование, проведенное журналистами, позволило установить, что статуэтка – малийская и что из Мали она была вывезена незаконно. Это дело вызвало широкий резонанс. И тогда президент Ширак решил преподнести статуэтку в дар государственному музею Мали. Так все вернулось на круги своя, и этот случай показывает, насколько чувствительной является проблема возврата африканских произведений искусства, находящихся в западных музеях.

«Разграбление нашего культурного прошлого – это извечный вопрос. Я считаю, что необходимо действовать по нескольким направлениям: добиваться окончательного возврата наших произведений искусства, выставлять привезенные с Запада экспонаты на временных экспозициях, бороться с разграблением африканских культурных ценностей», – говорит Самюэль Сидибэ. Он слов на ветер не бросает: в 2006 году вверенное ему учреждение культуры получило премию принца Клауса, которая присуждается физическим или юридическим лицам, отличившимся в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей. Именно директор музея разработал и внедрил систему лицензий на вывоз из страны предметов культуры, которая уже сегодня эффективно функционирует в столичном аэропорту. Сегодня он ратует за создание в деревнях и на местах раскопок специальных дружин, которые будут бдительно охранять культурные ценности. Это позволит расширить масштабы борьбы, наладить ее более эффективную координацию, придать ей региональный масштаб.

Самюэль Сидибэ считает, что ЮНЕСКО призвана сыграть ведущую роль в борьбе с разграблением произведений искусства и за их возврат. «Недостаточно написать в какой-то европейский музей письмо с просьбой вернуть то или иное произведение. Эту борьбу необходимо вести повсеместно, и ЮНЕСКО должна участвовать в ней более активно», – добавляет он.

Помимо извечной битвы за возврат в Африку произведений искусства, хранящихся в музеях промышленно развитых стран, Самюэль Сидибэ ратует и за то, чтобы его музей оставался живым. В зале, посвященном малийской текстильной продукции, рядом с традиционными одеяниями можно увидеть и современную одежду из таких хлопчатобумажных тканей, как боголан, которая сегодня символизирует малийскую самобытность не только в Западной Африке, но и в Европе.

Государственный музей Мали – не только центр расцвета культуры, это еще и центр активных действий. Директор музея приглашает, например, всех желающих на так называемые музыкальные четверги, когда в этих стенах одного музыканта слушают почти тысяча посетителей. В музее организуют также показы фильмов, демонстрации мод, выставки стилистов. «Культура развивается не в статике, а в динамике,» – заканчивает свой рассказ о музее Самюэль Сидибэ.

 

Серж Даниэл из Бамако, Мали

Курьер ЮНЕСКО • 2007 • Номер 3

Рейтинг: 0 Голосов: 0 410 просмотров

Если Вам понравилась публикация поделитесь с друзьями :

BB-cсылка на публикациюПрямая ссылка на публикацию