Музей на морском дне

Затонувшая египетская статуя, Александрийская бухтаУвидеть на дне моря корабль, потерпевший крушение? Эта идея уже обретает реальные черты – через несколько лет проекты создания подводных музеев будут завершены.

Июнь 1758 года. Осада английским флотом Луизбургской крепости на острове Кап-Бретон (территория сегодняшней канадской провинции Северная Шотландия). В ходе морской баталии англичанам удалось потопить два французских боевых корабля «Осторожный» (Prudent) и «Знаменитый» (Célèbre).

Сегодня все желающие могут осмотреть останки этих кораблей. Правда, для этого обязательны акваланги. Дело в том, что «Осторожный» и «Знаменитый» уже два с половиной века покоятся на глубине в несколько десятков метров. Во время подводных экскурсий участники в аквалангах группами по шесть-семь человек под руководством гида идут по маршруту с картами в руках. Затонувшие суда лучше сохраняются на дне, чем на поверхности, поскольку здесь они не подвергаются окислению.

«Презентация останков судов на дне моря in situ (букв. – на месте) – уникальная возможность показать их в том состоянии, в котором они были обнаружены, – утверждает подводный археолог Робер Гренье, председатель Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС), - Наша задача, задача археологов - не только заниматься поисками древних останков, но и делиться нашими знаниями с общественностью».

Однако, учитывая специфические условия подводных экскурсий, можно сказать, что они рассчитаны на ограниченный круг любителей. Чтобы обеспечить широкий доступ к этим останкам в их естественной среде, необходимо строить подводные музеи. На первый взгляд, эта идея кажется странной, но подводные сооружения уже существуют. Это, например, Элиатская подводная обсерватория в Израиле, расположенная на дне Красного моря в здании круглой формы. Ее посетители могут напрямую наблюдать за морской фауной и флорой. Это не единственный опыт. На Гавайских островах действует Океанический центр Мауи. Однако этот гавайский центр также представляет собой не более, чем подводную обсерваторию, что-то вроде гигантского аквариума.

А вот выставить древние статуи, амфоры, галионы в их естественной морской среде до сих пор не удавалось никому. Да и, казалось бы, какой смысл строить подводный музей? Что это даст любителям подводных сокровищ? Французский архитектор Жак Ружри явно удивлен этими вопросами. «Разве может что-нибудь сравниться с тем волнением, которое испытывает человек, когда он оказывается на месте событий. Люди относятся к воде не так, как к земле. Это уникальный опыт», – уверяет архитектор. Именно это он хочет доказать на примере своего проекта Александрийского подводного музея в Египте.

Если этот музей будет сооружен, он позволит посетителям окунуться в глубины античного мира: в музее предполагается разместить экспонаты, открытые за последние годы в Александрийской бухте. Музей будет размещен неподалеку от Александрийской библиотеки и будет состоять из двух частей, надводной и подводной. На поверхности будет находиться связанная с побережьем агора, где разместятся запасники. Здесь же будут работать ученые и реставраторы. Подводная часть музея будет обозначена четырьмя выступающими из воды парусами. С поверхности моря посетители через подводный коридор попадут в здание кольцевидной формы, где в залах для постоянных тематических экспозиций будут выставлены экспонаты, извлеченные из воды. В центре этого здания предусматривается своего рода внутренний дворик, где посетители смогут осмотреть экспонаты, которые нельзя поднять на поверхность.

Жак Ружри рассказывает о проекте, объясняя детали на чертежах, и, как по мановению волшебной палочки, это футуристическое здание наполняется жизнью. «Здесь, – рассказывает он, – будет центральная колонна, через которую в здание будет попадать свет, причем вода будет отфильтровываться на 50%: при этом она станет более прозрачной, но таинственный эффект полностью сохранится». Находясь в музее, можно будет наблюдать за работой археологов на одном из богатейших в мире объектов. «Представьте себе, что здесь бывала Клеопатра. Это не попытка воспроизведения действительности, это место реальных событий, которые некогда пережило человечество», - говорит он.

Ещё несколько лет назад идея подводного музея, открытого для посетителей, казалась утопией, но сегодня она начинает обретать реальные очертания. Совсем недавно японский архитектор Тадао Андо в общих чертах представил свой проект подводного музея на острове Саадиат в Объединенных Арабских Эмиратах, который должен быть реализован к 2012 году. В этом музее будут выставлены экспонаты, рассказывающие о сборе жемчуга и рыболовецком промысле, традиционных для зоны залива видах деятельности, и часть музея будет находиться под поверхностью моря. Может возникнуть вопрос, а зачем вообще строить под водой? «Тадао Андо решил построить здание, которое само по себе будет выражением дерзкого архитектурного замысла. Это попытка установить связь между морскими традициями прошлого и будущим», – объясняет одна из сотрудниц мастера Эйджи Хайакава.

Вскоре могут появиться и другие подобные подводные музеи. Жак Ружри мечтает о музее в Тихом океане, посетители которого получат возможность осмотреть останки кораблей, затопленных в годы второй мировой войны, а может быть, – и о музее, посвященном «Титанику». Но мечты стоят дорого: стоимость подводного строительства в два-два с половиной раза превышает сметы строительства обычных наземных зданий, и это обстоятельство пока несколько охлаждает пыл потенциальных заказчиков.

Аньес Бардон, Курьер ЮНЕСКО • 2007 • Номер 3

 

Напомним, что недавно на канале ТНТ вышел новый молодёжный сериал "Легко ли быть молодым". Если вы вдруг пропустили 1 серию 1 сезона Легко ли быть молодым по тв, то советуем зайти на видеопортал speakworld.ru и посмотреть её в режиме онлайн и абсолютно бесплатно.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 453 просмотра

Если Вам понравилась публикация поделитесь с друзьями :

BB-cсылка на публикациюПрямая ссылка на публикацию