Альбом - Шабаш

Музыка | Альбомы | Исполнители

«Шабаш» — пятый студийный альбом российской рок-группы «Алиса», выпущенный в 1991 году. Основой альбома стал концерт группы, который прошёл 28 октября 1990 года в Москве в Лужниках.

«Шабаш» посвящён близкому другу Константина Кинчева Александру Башлачёву, который погиб 17 февраля 1988 года. Само название альбома состоит из двух слогов его имени и фамилии (СаШАБАШлачёв).

«Шабаш» считается первым концертным двойником в истории отечественной рок-музыки, а сам Константин Кинчев в 1996 годуназвал его лучшим альбомом группы.

 

 

  • Константин Кинчев написал песню «Шабаш» сразу после гибели Александра Башлачёва. Название было сложено из слогов его имени, фамилии и прозвища — «СашБаш». По мнению автора книги «Алиса 100 страниц», само слово «шабаш» имеет двойной смысл: это может быть междометие, вроде «всё» и «хватит», а также «сборище ведьм», что делает песню не только поминальной. В тексте песни есть четверостишье (Рысью по трупам живых,/Сбитых подков не терпит металл./Пни, буреломы да рвы,/Да пьяной орды хищный оскал.), которое не вошло в запись альбома и не исполняется на концертах. Впервые песня была исполнена в акустике 13 марта 1988 года в Пскове.
  • В своём исследовании становления рок-культуры в России Илья Кормильцев и О. Сурова высказывают точку зрения, что песня «Жар Бог Шуга», также как и «Стерх», «Плач», «Шабаш», «Пляс Сибири» и многие другие — это результат влияния Дмитрия Ревякина на творчество Константина Кинчева. На концертном альбоме «Акустика. Часть 3» можно услышать, как музыкантов «Алисы» спросили: есть ли в их творчестве созидающие идеи и что это за песни? Немного подумав, полушутя, Константин Кинчев ответил, что все песни группы являются созидающими и следующая — одна из таких; а после этого диалога началось исполнение «Жар Бог Шуга». Песня была написана весной 1987 года в Москве (Щелчок).
  • Во вступлении к песне «Бес паники» Константин Кинчев произнес: «Всем тем, кто отдал свои души ветру, кто знает, что такое любовь, но и умеет ненавидеть, „Алиса“ дарит свой огонь! Грейтесь, пока мы в силе! Да не коснётся вас своей поганой метлой танцующий бес паники». Эта одна из самых старых песен Константина Кинчева на этом альбоме, написаная ещё осенью 1986 года в Москве, не входит больше ни в один официальный релиз группы.
  • На концерте, который был издан под названием «Акустика. Часть 1» Константин Кинчев перед исполнением песни «Лодка» сделал вступление: «следующая песня тоже написана не нами, а написана таким китайским поэтом Су Ши. Ну коль Су Ши, то мы песню назвали „Вёсла“».
  • «Моё поколение» впервые была издана на альбоме «Энергия». Первоначально у песни была другая первая строчка: «почти 2000 лет», но звукорежиссёр Андрей Тропилло предложил сходную по смыслу, но завораживающую «две тысячи тринадцатых лун», которую было решено оставить.
  • «Ко мне» также была вошла в альбом «Энергия». Она была написана в мае 1985 года, а её первым слушателем стал Александр Башлачёв. На концерте в Новосибирске в 1986 году Константин Кинчев рассказал о том, что знакомые панки из Санкт-Петербурга говорят, что им очень нравится эта песня, и спрашивают: почему он не произносит в конце: «Мухтар». Исполнив песню, лидер группы так и не исполнил их пожелание, и немного смеясь сказал: «Панкам не будем уподобляться, да»?
  • «Стерх» — заключительная песня на альбоме «Шестой лесничий», представлена на «Шабаше» в более быстром варианте. Она была написана в Санкт-Петербурге накануне пятого фестиваля Ленинградского рок-клуба (весна, 1987). Константин Кинчев рассказал, что песня писалась долго, не получалась и не отпускала его в течение трёх месяцев.
  • В июне 1988 года Константин Кинчев рассказал Нине Барановской о том, что настал период, когда у него не пишутся песни. Она ответила, что, должно быть это вызвано усталостью и пройдёт. Это состояние тянулось целый год, но настал день, и Константин Кинчев написал песню «Ветер водит хоровод», после чего творческий кризис был преодолён. Случилось это осенью 1989 года.

В 2003 году на концерте, посвященном двадцатилетию группы, во время исполнения песни «Ветер водит хоровод» произошёл конфликт, возможных последствий которого удалось избежать благодаря Константину Кинчеву, который произнёс такие слова: «Эй, уважаемые. Уважаемая милиция, зачем это делать-то? Давайте проводить концерт спокойно, я к милиции сейчас обращаюсь в первую очередь. Послушайте просто песни сами, песни-то о вас. А вас всех попрошу: врага вокруг и так до фига, между собой-то не надо. Мы ж как бы все одни, мы в одной стране живём. Друг-дружку любить надо, а не рожи друг-другу квасить, врага найдётся. А то я вон смотрю уже коридор какой пошёл. Уважаемый ОМОН, не надо с детьми воевать, врага и так много. И уважаемые дети, не надо с ОМОНом воевать, это тоже ваши братья. Все мы живём здесь, у нас одна Родина, страна одна большая, которую надо защищать от внешнего-внешнего врага».

На альбоме одна из строчек композиции звучит так: «Сон не схоронил, а крест не спас / Тех, кто прожил в стороне», но впоследствии Константин Кинчев изменил её на «Сон не схоронил, а плач не спас / Тех, кто прожил в стороне», и сказал, что это было сделано, потому что крест всегда спасает.

  • Песня «Чую гибель» и предваряющее её стихотворение «Емеля» были написаны Константином Кинчевым ещё в августе 1987 года в Адлере. На песню планировалось снять видеоклип, режиссёром которого должен был стать Борис Литвинов.
  • «Красное на чёрном» впервые была издана на альбоме «БлокАда». Константин Кинчев рассказал, что она не мучила его, написалась очень легко и сразу, и появилась после того, как в его голове крутился мотив песни группы «Kiss» «I Was Made For Lovin' You». Также он добавил, что у него было ощущение, что песня как и «Мы вместе» будет чем-то вроде визитной карточки группы. Текст песни определил фирменные цвета «Алисы» и её поклонников, которых часто называют «чёрно-красными». По словам лидера группы «чёрный» и «красный» возникли ещё до альбома «Блок ада» и были его цветами, с которыми он пришёл в «Алису».
  • Песня «Всё это рок-н-ролл» была написана весной 1988 года, впервые исполнена в акустике в марте (Пермь), а в электричестве 9 апреля (Москва, ДК МЭИ) этого же года. Песня стала гимном отечественной рок-музыки. Помимо сольного исполнения, представленного на альбоме «Шабаш» существует версия, записанная при участии многих рок-музыкантов: Вячеслава Бутусова, Юрия Шевчука, Владимира Шахрина, Гарика Сукачёва, Сергея Галанина, Александра Скляра, Сергея Высокосова,Джоанны Стингрэй. По словам Константина Кинчева, песня лежала и не подходила ни под какой альбом, а в Тушино на концерте Ac/Dc, Metallica и Pantera к нему подошёл Гарик Сукачёв и сказал, что записывает альбом, состоящий из песен тех, кого он любит и спросил, нет ли у него какой-нибудь композиции. Лидер «Алисы» предложил ему «Всё это рок-н-ролл». Никто из участников не хотел петь строчку «Ну а мы, ну а мы педерасты», и это пришлось делать Джоанне. На песню был снят видеоклип.
  • На концерте в Новосибирске в 1986 году перед исполнением песни «Сумерки» Константин Кинчев сказал, что она была написана совершенно случайно и сама по себе не в его стиле, а в манере Александра Башлачёва. Нина Барановская в своей книге «По дороге в рай…» пишет, что стала воспринимать Константина Кинчева как поэта, после того, как в январе 1987 года он принёс ей текст песни «Сумерки».
  • Песня «Шабаш 2» была написана осенью 1989 года и стала продолжением первой части, что образует на альбоме микроцикл.
  • «Новая кровь», как и «Чую гибель», была написана в августе 1987 года в Адлере. С песней связан инцидент, произошедший на концерте в Перми в конце марта 1988 года. Во время последнего из четырёх концертов, проходивших в этом городе, на сцену вышли пятнадцать-двадцать человек с суровыми лицами, желая прервать мероприятие. После того, как им объяснили, что зал заполнен людьми, которые пришли послушать свою любимую группу, и предложили поговорить после концерта, они молча спустились в зал. Эти люди служили в Афганистане и были возмущены строчкой из песни: Кто-то прошёл через Афганистан, у него обнаружен СПИД. Смысл этих слов заключался в том, что человек может остаться живым на жестокой войне, а после этого, дома, в мирное время погибнуть из-за какой-нибудь случайности. Но эти люди, видимо, не правильно восприняли текст, и после концерта они зашли в гримёрку. Здесь произошёл тяжёлый и длительный спор о войне, и после этого многие из тех, кто принимал в ней участие, уходя, пожимали Константину Кинчеву руку.
  • «Всё в наших руках» Константин Кинчев посвятил Виктору Цою, трагически погибшему в автокатастрофе 15 августа 1990 года. Песня была написана 23 сентября 1990 года, а её первое исполнение состоялось на следующий день, 24 сентября в СКК им. Ленина на концерте памяти Виктора Цоя. В сентябре 1999 года «Наше радио» организовало акцию «Всё в наших руках». Многие рок-музыканты были приглашены на студию «ДДТ», для того, чтобы записать акустические версии своих лучших песен, а полученные от продажи записей средства должны были быть отправлены в помощь пострадавшим от террористических актов на улице Гурьянова и Каширском шоссе.