Charles Rennie Mackintosh
|
|
Автор: paramariba
Опубликовано: 2292 дня назад (21 ноября 2011)
Блог: Искусство
Рубрика: Архитекторы, художники, дизайнеры
Редактировалось: 2 раза — последний 21 ноября 2011
|
+3?
Голосов: 3
|

Человек, объединивший в своём творчестве современность и дух романтики, шотландский архитектор и дизайнер
Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh)
стал автором многих работ, которые оказали большое влияние на развитие дизайна и остаются актуальными и любимыми до сих пор.Немногие дизайнеры имеют право утверждать, что они создали уникальный индивидуальный стиль, который был бы мгновенно узнаваем. Известный сегодня в основном как дизайнер мебели, Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh) был архитектором в самом широком смысле понятия, он занимался проектированием школ, офисов, церквей, чайных комнат (tearoom – британский вариант кафе), частных домов.
Чарльз Макинтош — архитектор, дизайнер и декоратор, в сферу деятельности которого входило конструирование мебели, работа с металлом, текстилем, витражами в последние годы показал себя как талантливый акварелист. Благодаря Чарльзу Макинтошу флористика в живописи и орнаментике поднялась на принципиально другой уровень.
Его особый стиль слил вместе элементы шотландских и английских народных искусств и ремесленной традиции с органическими формами L'Art Nouveau. Работы Чарльза Макинтоша совместили в себе смелые геометрические формы с органическим символическим орнаментом.
Один из одиннадцати детей, Макинтош родился 7 июня 1868 года в семье Маргарет и Уильяма Макинтоша, служившего клерком в полиции.
Первоначальное профессиональное образование Макинтош получил в Глазго в Художественной школе А. Глена (Allan Glen’s Institution). С 1885 по 1892 год изучал архитектуру у Фрэнсиса Ньюбери (Francis Newbery) — творческого директора Школы Искусств и практиковался у архитектора Джона Хатчинсона (John Hutchins). В 1889 году Макинтош работал чертежником в Honeyman & Keppie . В 1890 году он использовал стипендию А. Томпсона на поездку во Францию и Италию, где изучал архитектуру и посещал лекции. Его ранние произведения в Глазго включают здание редакции «Глазго геральд» (совместно с Кеппи, 1893 год) и общественной школы Мартира на улице Барони (1895).
Еще будучи студентом, Макинтош уделял большое внимание созданию нового изобразительного языка графики, отличающегося от рутинного академического стиля. В своих поисках он шел по пути, типичному для многих художников модерна. Макинтош изучал и зарисовывал различные, часто неожиданные, природные формы, например, узор, возникший на срезе кочана капусты, или рыбий глаз под микроскопом. Позднее он пытался выразить настроение, чаше всего меланхолическое, какого-либо стихотворного или прозаического фрагмента абстрактным сочетанием изогнутых линий.
В результате, как пишет Т. Ховард, Макинтош «приобретает умение выразить определенную идею с помощью чисто символических средств», без сомнения, его поиски шли под влиянием творчества прерафаэлитов и их последователей. Близкие устремления обнаружились у соучеников Макинтоша — Герберта Макнейра (Herbert MacNair), и сестёр Маргарет и Фрэнсис Макдональд (Margaret and Frances Macdonald — в будущем их жёны) — эта группа стала известна как группа «Четыре» (The Four). Окончательно «стиль Глазго» сложился уже в совместной работе, хотя определенные различия творческих подчерков у членов группы сохранились.
Вместе они разрабатывают и выставляют работы, в том числе мебель и плакаты. В результате совместного творчества Макинтош обогащает свой художественный мир, в частности перенимает графический стиль сестёр Макдональд. В 1894 г. они были иронично описаны в прессе как «the Spook School» («Школа Привидений») — с намёком на их вытянутые, волнообразные женственные графические темы. В 1895 году Макинтош выступал на Выставке нового искусства в Париже как плакатист.
Макинтош был единственным из ее членов, кто кроме этого серьезно занимался архитектурой. При этом источники архитектурного творчества Макинтоша сильно отличались от источников его деятельности в других областях искусства.
Как архитектор Макинтош опирался на традицию сельского шотландского жилища и так называемый «баронский стиль» средневековых шотландских замков, то есть с этой точки зрения он был типичным представителем неоромантизма. Все его работы в жанре загородного особняка представляют собой талантливое и своеобразное проявление этого направления модерна.
В 1896 году Фрэнсис Ньюбери (Francis Newbery) объявил конкурс на проект нового здания
Школы Искусств Глазго
. Одной из 12 компаний, представивших проекты, была Honeyman & Keppie, в которой на тот момент работал Чарльз Макинтош. Компания получила заказ почти наверняка из-за дружбы Чарльза с Фрэнсисом Ньюбери. Этот заказ положил начало будущей репутации Чарльза Макинтоша.Проект Школы Искусств на крутом склоне холма был очень прост, даже утилитарен с учётом очень жёстких бюджетных требований. Из-за финансовых ограничений проект был реализован в два этапа: северная часть была открыта в 1899 году, а строительство западной части было начато лишь в 1907 году и завершилось в 1909. Это время совпало с наиболее продуктивным периодом в жизни и карьере Чарльза Макинтоша и считается промежуточной фазой в творчестве архитектора и дизайнера. По окончании строительства это стало очевидно — Западная часть Школы Искусств была гораздо более радикальна и прогрессивна, нежели Северная, также был добавлен чердачный этаж-студия. Умение вписать современный дизайн в исторический контекст, соединить в напряженно-выразительном облике здания аскетичную монументальность и чувственность, богатство декора со сдержанностью форм, — все эти качества создали Макинтошу репутацию выдающегося художника.
В своем проекте Макинтош пошел нетрадиционным путем. Поиски в области новых способов формообразования привели его к методу проектирования «изнутри наружу». Функциональное назначение интерьера отражалось во внешнем облике здания. Например, потребность в естественном освещении студий живописи определила необычайно большую остеклённость фасада.
Макинтош разрабатывал идею тотального дизайна: здание со всей его начинкой (вплоть до мебели и мелких деталей внутренней отделки) - это целостный объект, все элементы которого должны находиться в стилевом единстве. Предполагалось системное проектирование всей жилой или общественной среды.


Одновременно с работой над проектом Школы Макинтош строит и оформляет крупные общественные здания в Глазго - церковь Куинс-Кросс (Queen’s Cross Church), школу на Скотланд-стрит (Scotland Street School).
Серию проектов частных одноквартирных домов Чарльз Макинтош начал в 1900 году с дома своего друга Уильяма Дэвидсона в Windyhill, Kilmalcolm. Следующим проектом стал дизайн музыкальной комнаты в Вене для Фрица Вандорфера, сторонника движения Secession Movement и после — Wiener Werkstatte. Но наиболее важным был проект Hill House.
В 1902 году Чарльз Макинтош берётся за проект собственного дома для Вальтера Блэки (Walter Blackie) —
Дом на холме (Hill House) в Хелленсбурге
с видом на залив Клайда. Дом идеально вписан в ландшафт и ориентирован по сторонам света. Это классический семейный дом с библиотекой, главным залом для приёма клиентов и садом для детей. Здесь он также использует традиционные элементы шотландской «баронской традиции», объединённые с современными средствами визуализации. Всё стилистически объединено – от фасадов здания до дровяных шкафов и каминных щипцов. Его стремление к созданию общей среды обитания идёт в соответствии с общеевропейской тенденцией — Йозеф Хоффман в Вене и Бэйли Скотт (Baillie Scott) в Англии работают в том же манере.Hill House, пожалуй, был самым продуманным проектом Чарльза Макинтоша, до этого в подобном стиле был выполнен собственный дом супругов Макинтош на 120 Mains Street в Глазго (а затем на Southpark Avenue), где они экспериментировали с контрастом чёрных и белых комнат, «женской» и мужской» средой.

Макинтош был первым, кто использовал трафареты для декорирования интерьера (tea rooms, 91-93 Buchanan Street, 1896 год).
Макинтошу предложили украсить стены в дамской чайной комнате, обеденном зале и галерею для курильщиков. Он выполнил этот проект в виде удлинённых женских фигур, стоящих парами друг с другом в окружении роз. Успех этой работы привёл к длительному сотрудничеству.

В 1899 году в чайной на Argyle Street Макинтош впервые меблировал зал стульями с высокой спинкой. Которые впоследствии стали известны как «Стул Макинтош». В 1900 году он разработал дамскую комнату для завтраков (The Ladies’ Luncheon Room) на Ingram Street, в 1903 году – чайную Willow.

Чайные комнаты Willow были расположены на узкой улице Sauchiehall — старой шотландской «Ивовой аллее», что подтолкнуло к использованию темы ивы в орнаментике интерьеров. Ничто не избежало внимания Макинтоша. Он и Маргарет разработали всё — от мебели и меню до униформы официанток. В здании четыре этажа: дамский чайный зал на первом этаже, общий обеденный зал и чайная галерея над ними.
В 1914 году Макинтош разрывает партнёрство с Honeyman, Keppie & Mackintosh. Это был сложный период. Говорили, что он много пьёт, что у него сложный характер и он не способен привлекать новых клиентов. Может и так, но, скорее всего Макинтош к тому времени исчерпал возможности Глазго. В архитектуре Англии, где господствовал неоромантизм, влияние Art Nouveau ощущалось слабо. Макинтош оставался единственным представителем нового течения на всём острове. Вполне возможно, что он намеревался переехать в Вену, где он пользовался большим авторитетом (гораздо большим, чем у себя на родине), его друзьями были знаменитые австрийские архитекторы Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann) и Коломан Мозер (Koloman Moser). Его планы прервала Мировая война. Макинтош переехал в Walberswickв Саффолке. Там он создал серию акварелей с флореальным мотивом. Там же он был арестован как германский шпион (вина налицо — странный человек не полон патриотических чувств, демонстративно рисует «цветочки», да ещё получает корреспонденцию с вражеской стороны). В итоге Макинтош вместе с женой переехал в Лондон, в Chelsea.
Макинтош пытался получить работу, соответствующую его статусу и квалификации, но в данный момент патриотические чувства гегемонии обострены – популярна классика, а «стиль школы Глазго» признан устаревшим. Макинтош ещё создаёт дизайн и меблировку на 78 Derngate, Northampton для W.J. Bassett-Lowke, производит эскизы тканей. Дизайн дома на Derngate был выполнен в радикально современном стиле, подобно тому, как была оформлена библиотека Школы Искусств Глазго. Макинтош и Школа Глазго были основателями британского модерна, и, вместе с тем, им не свойственны стилеобразующие черты Art Nouveau — взвинченный ритм, линии, напоминающие удар хлыста, обильные растительные орнаменты. У них свой путь в дизайне, опережающий время. Вещи Макинтоша геометричны и функциональны. Их пропорции стройны, все лишнее удаляется. Макинтош создает серию стульев, проектирует часы, светильники, витражи, камины и столы.
Лишённый возможности, а возможно и желания строить, Макинтош в течение 20-х годов создал замечательную серию акварельной живописи.
В 20-х годах всё большее влияние на развитие архитектуры оказывает прогрессивное функционалистическое движение Германии и Австрии. Стиль Макинтоша и Школы Глазго, возникший из традиционной шотландской сельской эстетики и ремесла становятся неинтересны публике. В 1923 г. он переехал на юг Франции, где он провел последние пять лет его жизни перед смертью в Лондоне. Несмотря на все разочарования архитектора, его работы в Глазго, многие из которых используются и сегодня, вошли в историю мировой архитектуры и дизайна как одни из самых важных произведений, они актуальны — мебель по его проектам до сих пор производится и успешно продается, а его дизайнерский метод стал основой мастерства для последующих поколений.
|
|
|
|
Комментарии (0)
| Добавить комментарий |


