Пытливый детский ум со временем требует более разнообразной информации. С целью гармоничного и многогранного развития ребенка стоит включить занятия по иностранному языку, исходя из собственных знаний, полученных в школе. Чтение и письмо будут изучаться детьми в школе под руководством учителя, аудирование и говорение на простом, доступном уровне, можно внедрять с возраста, когда ребенок в достаточной степени освоил несложные конструкции на родном языке. Посредством изучения иностранных слов и выражений решаются следующие задачи:
1. Постановка дикции и правильного произношения слов. Чем больше ребенок общается, тем грамотней и понятней становится его речь. В процессе обучения произносите слова и выражения отчетливо и внятно, не допускайте ошибок, тактично подсказывайте верный выговор. Для развития артикуляции введите работу над простыми скороговорками, присказками с повторяющимися звуками. Сложных в произношении слов, например, с носовыми согласными во французском языке, трифтонгами в английском, лучше избегать – этому научат в школе.
2. Тренировка памяти. Заучивая стихотворения и песни, вы вместе упражняете память, ребенок увеличивает словарный запас, в том числе, и родного языка, постигает новые понятия. Последующий объем информации запоминается легче, базируется уже на имеющемся.
3. Расширение кругозора и внимательности. Во время уроков на открытом воздухе или в незнакомой обстановке просите ребенка указать предметы, названия которых уже освоены, так он будет всматриваться и искать знакомые цветы, деревья, игрушки, задавать вопросы об увиденном. Не страшно, если вы не помните того или иного слова – его уточните и выучите позже.
4. Привитие хороших манер. Изучая названия столовых предметов, блюд и утвари, вводите слова благодарности, просьбы, извинения. Усвоенные в раннем возрасте нормы этикета надежно закрепятся в поведении на всю жизнь. Наилучшего результата можно достичь, подавая собственный пример.
Средства и способы изучения иностранного языка
Пока проходит обучение детей дошкольного возраста, достаточно будет карточек с иллюстрациями, буквами алфавита, цифрами. Фигурки, поделки и игрушки тоже будут полезны и интересны. Наглядные пособия можно сделать самостоятельно, используя материалы, что есть в наличии: бумагу, пластилин, конструктор и мозаику; при этом у ребенка совершенствуются навыки ручного труда, пробуждаются творческие задатки при рисовании и разукрашивании картинок.
Самый непринужденный способ изучения иностранного языка – игра. Постановка небольших сценок, импровизация со стихотворениями, исполнение выученной песни перед родными забавляют и стимулируют детей, побуждают к дальнейшему освоению новых слов и понятий. Поэтому демонстрируйте результаты другим людям, особенно ребенку приятно будет разъяснить иностранные слова тем, кто их не знает, например дедушке или бабушке.
Во время уроков дома целесообразно чередовать игру и занятия по складыванию простых слов из кубиков, поиску соответствующей цифры, угадыванию названия животного или цветка. Здесь все зависит от темперамента ребенка – один не отвлечется, пока не выложит алфавит полностью, а другому необходима смена видов деятельности каждые 4–5 минут. Включите в урок и зарядку на иностранном языке – это прекрасный повод отвлечься, побегать и попрыгать.
Количество уроков в неделю и их продолжительность будет разниться – не стоит привязываться к академическому часу. Главное, ребенок должен получать удовольствие и испытывать интерес к изучению иностранных слов и считалок, и тогда, возможно, вы задумаетесь, не выбрать ли углубленное изучение иностранного языка, а то и нескольких.