История авиации начиналась с различных схем самолетов, в которых преобладало тандемное расположение двух почти одинаковых крыльев. Главной задачей первых конструкторов было равномерное распределение подъемной силы вдоль фюзеляжа, где для управления использовалась система элеронов переднего и заднего крыла.
Среди этого многообразия особенно выделился итальянский самолет СА-60 фирмы «Капрони» с тремя комплектами трипланных крыльев. Он был грандиозным аппаратом для 1920 года – восемь силовых установок по 400 л. с., площадь крыла – 837 м2 , крылья были установлены над стоместным фюзеляжем. К концу своего единственного полета самолет оказался настолько поврежден, что дальнейшие работы с ним были прекращены.
Грубое исполнение и чрезмерные амбиции фирмы «Капрони», а также всеобщая погоня за скоростью и дальностью, к сожалению, надолго скомпрометировали тандемное расположение трех крыльев. В наше время авиаконструкторы начали анализировать и искать новые идеи в старых задумках, это воплотилось в сверхманевренных самолетах, на которые стали устанавливать переднее дополнительное крыло и управляемое сопло.
Работая с круглым крылом-фюзеляжем, я решил опробовать системы с двумя дополнительными крыльями, расположив их по тандемному принципу с круглым крылом по центру. Площадь круглого крыла составляет 50% и более от общей площади. Одинаковые по площади переднее и заднее крылья – обратной стреловидности и полностью управляемые по углам атаки относительно круглого крыла. Это позволяет летать на углах до 45° без срыва потока – основная подъемная сила создается углом атаки круглого крыла, дополнительные крылья тоже имеют положительную подъемную силу, а соотношение подъемных сил дополнительных крыльев позволяет получить необходимый общий угол атаки для требуемой подъемной силы летательного аппарата. Также исследовались дополнительные крылья с различной стреловидностью и площадями, которые показали интересные результаты.
Такая схема позволила мне создать и продуть в аэродинамической трубе множество моделей, у которых дополнительные крылья были различной площади, геометрии и профиля, без существенного изменения самой модели.
Результаты исследований выявили огромнейший потенциал применения данной схемы для решения различных задач – создания сверхтяжелых летательных аппаратов, экранопланов и экранолетов и, самое главное, больших самолетов с малой посадочной скоростью. Работа углами атаки дополнительных крыльев обеспечивает оптимальную балансировку для экономичного полета аппарата. .jpg)
Конструктивной особенностью данных аппаратов является простой переход (доводка) от первого опытного образца до необходимого серийного с заданными характеристиками благодаря изменению только дополнительных крыльев без изменения основного аппарата. Использование тройного тандема позволит конструкторам самодельных летательных аппаратов легко добиться продольной и поперечной устойчивости без существенных изменений, а лишь подобрав нужную геометрию, площадь и профиль дополнительных крыльев. Решая задачу по созданию проекта сельскохозяйственного самолета, я выбрал именно эту компоновку, что позволило получить большую грузоподъемность, крайне малые размеры аппарата и сверхнизкие скорости полета и посадки, а также использование эффекта «экрана» у земли благодаря большой хорде круглого крыла. Центральное круглое крыло может быть использовано и как фюзеляж, и как огромный топливный либо химический бак, центровка которого не изменяется от уровня его наполнения.
Личным выводом является то, что использование тандемной схемы с тремя и более крыльями различной геометрии и профиля позволит создать множество летательных аппаратов с характерными свойствами данных крыльев, где ограничениями будут прочностные характеристики материалов.
Одна из моих самых «оригинальных» компоновок приведена на фото.
Владимир Трупкин, г. Харьков